10 важных вопросов о шинной маркировке

Сроки обязательной маркировки шин средствами идентификации "Честный ЗНАК" все ближе. Мы собрали в этой статье ответы на самые важные вопросы, касающиеся этой темы. 

1. Каковы требования к шинной маркировке?

Согласно Постановлению Правительства РФ №1958 «средство идентификации наносится на шины или на товарную этикетку шин методом, не допускающим отделения средства идентификации от шин или от товарной этикетки шин без повреждений, либо дополнительно внедряется в шины».

Так же согласно правилам «средство идентификации не должно печататься на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией».

Это значит, что широко используемое в отрасли скотч-кольцо использовать нельзя.

2. Кто из участников оборота шин должен наносить код маркировки?

С 15 декабря 2020 года оборот и вывод из оборота немаркированных шин запрещается, а остатки немаркированных шин на этапе запуска обязательной маркировки "Честный ЗНАК" будут на всех участках оборота. 

Необходимо учитывать, что большинство способов нанесения не могут гарантировать стопроцентную выживаемость кода маркировки и в процессе оборота шин будут возникать  потери самих этикеток или читаемости кодов на них.

Поэтому, с большой долей вероятности можно сказать, что всем участникам оборота придется познакомиться с нанесением кодов маркировки на местах. Основная нагрузка по маркировке придется на заводы и импортеров, но и в розничной торговле перемаркировки шин не избежать.

3. Почему именно этикетка лучше для маркировки шины?

Есть разные способы маркировки шин: прямое нанесение штрих кода на шину (например, лазерной установкой), внедрение в шину RFID метки с кодом маркировки (здесь мы подробно рассказываем об этом), но основным средством нанесения кода маркировки в отрасли на сегодня стала этикетка. 

Причин этому несколько: во-первых, этикетка в отрасли уже есть и стоимость ее ниже, чем стоимость всех возможных альтернатив. Во-вторых чаще всего именно этикетка учитывает возможности всех участников оборота: вы нанесли штрих код, а вашему контрагенту его нужно прочитать. Сканер штрих кода - стандартное и недорогое (в сравнении с альтернативами) оборудование, которое скорее всего есть у всех. 

В-третьих, на этикетку можно вывести любой дополнительный объем информации в человекочитаемом виде (те же атрибуты шины).

4. Как не потерять ни один код маркировки в процессе оборота?

К этикеткам для шин предъявляются исключительные требования из-за свойств самой резины, дополнительных покрытий на ней, постоянной миграции химически активных компонентов из резины в этикетку. Поэтому в синтетических материалах, из которых изготавливаются этикетки, обязательно есть специальный барьерный слой.

Применение обычных клеев для шин невозможно - этикетки просто не будут держаться. Обычно используется слой текучего агрессивного клея довольно большой толщины (до 80 грамм на м2). Для сравнения: это в пять раз больше, чем клей на стандартных самоклеящихся этикетках. Для печати на принтере это - критичный показатель, так как клей из под этикеток может вытекать, попадая на части принтера и сильно затруднять печать.

Чтобы не потерять код маркировки на шине есть два пути, помимо грамотного подбора самой этикетки.

Первый – это соблюдение элементарных требований к нанесению: очистить поверхность перед наклеиванием; нанеся, прижать этикетку по всей площади. Хорошо бы также выполнять аккуратную транспортировку шин.

Второй путь – это нанесение кода маркировки на шину несколько раз. Дубликат кода внутри одного бизнес-процесса можно нанести более одного раза: не одна этикетка на шине, а две, не один код маркировки на этикетке, а два, три. Если одна этикетка утеряна или код затерт – остается резервный.

5. Как лучше нанести код маркировки заводу?

В решении для заводов нет ничего нового с точки зрения этикеток. Ввариваемая этикетка давно используется на легковых шинах для сериализации (мы давно и успешно ее выпускаем), а товарная этикетка на протектор используется вообще всеми. При этом ожидается, что такой способ маркировки почти 100% доживет до вывода шины из оборота. 

Сложность этикетки с кодом маркировки, применяемой до вулканизации, - в её размере. Минимальный размер такой этикетки 19х19 мм. Если располагать этикетку туда же, куда сейчас наносят серийную, то можно попасть под обод диска. Для маломерных бескамерных шин в этом случае может потребоваться удаление этикетки при шиномонтаже.

Мы рекомендуем заводам использовать комбинированную маркировку: первичный код маркировки появляется на этапе до вулканизации, а далее он дублируется в товарную этикетку.  Первая, ввариваемая, этикетка гарантирует невозможность отделения средства идентификации от шины и 100% выживаемость маркировки до вывода из оборота, а дубль кода маркировки на товарной этикетке дает удобство работы при логистике шины и в процессе проверки шины на линии ОТК, освобождая выпускаемую продукцию от пересорта.

этикетки для маркировки шин на заводах

Конечно, с введением обязательной маркировки на заводе появляются новые операции и изменяются размеры некоторых этикеток. Но скорее всего можно будет использовать практически все уже существующие на заводе средства и механизмы для маркировки.

Уже сегодня мы слышим от заводов, что опт не хочет принимать немаркированную продукцию. Поэтому, чем быстрее завод наладит маркировку, тем быстрее у него появится дополнительное конкурентное преимущество.

6. Как выбрать, какая этикетка мне подходит лучше, какой размер? 

Если брать за основу товарную этикетку для шины, то это этикетка большого размера, например 85х200 мм, нанесенная на протектор. БОльшая площадь этикетки нужна не только для вывода требуемой информации, но и для того, чтобы этикетка без проблем наклеилась и удержалась на протекторе. При этом необходимо помнить: чем больше размер этикетки, тем она дороже.

И даже такой большой размер этикетки дает только 70-90% выживаемости от момента нанесения до вывода из оборота.

Для маркировки шины может быть достаточно  и небольшого размера, начиная от 20х20 мм. При этом на этикетку можно вывести данные в человекочитаемом виде. Состав данных – на усмотрение участника оборота. В итоге мы в проектах получили размеры таких этикеток от 20х20 до 85х54 мм.

7. Что мне нужно для печати кодов маркировки и подойдет ли мой принтер?

Для печати на местах можно использовать термотрансферные принтеры, которые печатают на рулонных этикетках. Но, как говорилось выше, любую этикетку использовать не получится.

Этикетки сложные, значит и принтеры специальные? Необязательно. В этикетках малого размера невозможно применить позиционное нанесение клея, снижающее его вытекание, чтобы печать на них и в стандартных принтерах не была затруднительной.  Поэтому мы разработали этикетки, которые сохраняют свою применимость для маркировки шин и их можно использовать на стандартном оборудовании. Определенные требования к принтерам, условиям хранения и использования остаются, но при этом с большей вероятностью можно подобрать этикетку под уже имеющийся принтер.

Нужно отметить, что процесс маркировки это не только этикетка и принтер. Печать требуется стойкая. Соответственно, при печати этикеток для шин на термотрансферном принтере необходимо использовать исключительно жесткие смоляные ленты. В этом случае печать не будет растворяться от контакта с резиной и будет механически стойкой на истирание.

Немаловажной частью решения по печати этикеток является программное обеспечение, позволяющее при печати выводить коды маркировки в формате GS1 DataMatrix без искажений. Правильное ПО позволяет снизить требование к разрешению принтера до 200 dpi без потери в качестве печати кода маркировки.

8. Есть ли готовое решение для розницы без сложной интеграции чтобы промаркировать остатки?

Как уже говорилось, скорее всего каждому участнику оборота шин придется задуматься о маркировке на месте: необходимо выбрать минимальный комплекс печати. Есть и множество простых автономных решений по печати.

Подготовила такое решение и наша компания. Операции предельно просты. Все действия с получением кодов маркировке выполняются в личном кабинете станции управления заказами. После получения достаточно выгрузить пул кодов маркировке в .csv файле, импортировать этот .csv в ID-LabelPrinting и мы получим список доступных к печати кодов маркировки, отсортированный по их GTIN. Выбираете нужный артикул, вводите требуемое количество к печати и печатаете. Дополнительно к коду маркировки в шаблон печати подгружаются все требуемые вам для учета атрибуты шины.  В случае сбоя печати вы можете перепечатать этикетку, не потеряв конкретный код маркировки. После успешной печати коды маркировки можно блокировать для повторной печати.

Кроме программного обеспечения мы предлагаем помощь в подборе и приобретении необходимого оборудования и расходных материалов.

9. Как быть уверенным в нанесенном коде маркировки?

Код маркировки для шин мало отличим от других отраслей. Для успешной читаемости кода важно как его содержимое, так и его исполнение. 2D код DataMatrix должен быть сформирован в формате GS1 без искажений, тогда его сможет прочесть верно любой сканер и без ошибок воспринять приложение любого участника оборота.

При переводе кода в графический объект важно избежать искажений. Это значит, что нужно верно учесть разрешение и прочие особенности технологии печати. Сформировавшийся на сегодня в отрасли минимум – это квадрат размером 15х15 мм. Допускается наносить несколько идентичных кодов на этикетку/шину и не допускается присутствие на шине двух разных кодов.

Ответ на вопрос о качестве конечного оттиска кода и запасе его надежности лежит в продуманности используемого вами решения по печати, используемых материалах и состоянии оборудования. Формальный ответ вы можете получить, просто успешно считав код своим сканером, этот процесс называется валидация. Сможет ли прочесть код другой участник оборота, зависит от его оборудования, но в общем случае – скорее да. Инструментальный, а значит и верный ответ о качестве вашего кода дает только верификация штрих кода. По сути, это лабораторное инструментальное измерение конкретного оттиска печати на соответствие стандарту и присвоение конкретного класса качества. Данное оборудование целесообразно применять на заводах и типографиях, производящих печать кодов маркировки на заказ.

Чем выше класс качества, тем больше запас надежности кода (здесь подробно о том, что такое класс качества нанесения штрих кода). Типографская печать дает класс качества «А», а термотрансферная печать с правильным подбором материалов может дать класс «В». Как правило, чем хуже материалы и состояние оборудования и выше скорость печати, тем хуже будет и результат. В нашей лаборатории вы можете заказать исследование и получить ответ на вопрос о качестве печати ваших кодов.

10.Сколько стоит промаркировать одну шину? И как быстро это можно сделать?

Цена специализированной этикетки зависит от размера и варьируются от 30 копеек до 3 рублей за этикетку.

Самый простой, но достаточный комплекс печати на месте (принтер и программное обеспечение)  – от 30 тыс. рублей за рабочее место с возможной нагрузкой до 5000 этикеток с кодами маркировки в смену. 

Специализированный комплекс самостоятельной печати, который позволит проводить верификацию качества кодов непосредственно в процессе печати и избежать тем самым потери кодов маркировки в принципе – от 250 тыс. рублей.

Для быстрой маркировки больших объемов шин, в том числе остатков, оптимальный вариант – заказать коды маркировки в специализированной типографии. Это наша работа. Мы можем изготовлять до 2 млн. этикеток с кодами маркировки для шин в день, при этом принимаем в работу и заказы от нескольких тысяч. Сроки исполнения заказа – 2 недели от принятия заказа до готовой продукции.

Решение по выбору конкретного размера и типа этикетки очевидно. Есть предприятия, которые до сегодняшнего дня в принципе не использовали этикетки на продукции. Поэтому важным аспектом выбора оптимального решения по маркировке является тестирование. Мы готовы предоставить типовые образцы для тестирования всем желающим бесплатно и провести необходимые  консультации.

Меня интересует шинная маркировка

 

Читайте еще по теме

  • Стандарт
  • Название
  • Дата
  • Случайный