Статьи

Технологии маркировки шин средствами идентификации

С 1 декабря 2019 года в нашей стране началась обязательная маркировка шин средствами идентификации.

Это, наверное, одна из самых технически сложных товарных категорий, которую придется маркировать в рамках проекта «Честный Знак».

Мы разработали несколько предложений по маркировке шин для разных случаев применения. В нашей статье мы обсудим правила маркировки шин и технические средства, которые позволяют реализовать такую маркировку.

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Список типов шин, подлежащих маркировке, определяется Постановлением Правительства 792Р от 28.04.2018. В него входят товары следующих групп по ОКПД2:

22.11.11 - Шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые

22.11.12.110 - Шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов

22.11.13.110 - Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые

 22.11.14 - Шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые

22.11.15.120 - Шины резиновые сплошные или полупневматические

Для импортных шин определен код ТН ВЭД 4011 - Шины и покрышки пневматические резиновые новые.

Как видно из этого списка перечень шин, подлежащих маркировке, исчерпывающий и содержит почти все виды этой продукции.

 

Требования к средству идентификации обязательной маркировки шин

Средство идентификации шин – код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде двухмерного штрихового кода или записанный на радиочастотную метку для нанесения на шины или на товарную этикетку или внедрения в товар.

Товарная этикетка – носитель информации, прикрепляемый непосредственно к шине.

Таким образом код маркировки можно нанести непосредственно на шину, на товарную этикетку или внедрить в шину (RFID-метка). Каждый из этих способов имеет свои особенности. Давайте рассмотрим их подробнее.

Нанесение средства идентификации на шину

При этом способе специальной этикеткой с кодом маркировки маркируется сырая шина, после чего этикетка ввариваются в шину  в процессе вулканизации и затем сопровождают её  в течении всего жизненного цикла. Впоследствии такая маркировка может стать элементом гарантийного сопровождения покрышки. Этикетка изготавливается из высокотехнологичных материалов и обладает высокой стойкостью. Наша компания изготавливает такие этикетки как с готовым кодом маркировки по заданию производителя, так и чистые этикетки для последующей печати кода маркировки на предприятии.

При поставке готовых этикеток достигается максимальное качество и стойкость кода маркировки.

Маркировочная этикетка поставляется в рулонах на специализированных втулках – кондукторах, что позволяет их применять в автоматических маркировочных линиях. Коды маркировки заказчик выгружает из личного кабинета «Честный знак» и передает нам для нанесения на этикетки.

Этикетка подходит для ручной, механизированной и автоматизированной расклейки. Мы можем изготовить этикетку любого необходимого вам размера и включить в нее помимо кода маркировки любую другую нужную вам информацию. Дополнительно может быть нанесена и необходимая цветовая схема для легкого различия отдельных серий этикеток.  Применяемые при печати краски учитывают возможность температурных и химических воздействий до 200°С в процессе вулканизации, а также подходят для линий выпуска грузовых и специальных шин, которые отличаются повышенным временем вулканизации.

При изготовлении этикеток для маркировки шин нами проводится выборочный контроль качества печати штрих кода по ГОСТ (ИСО/МЭК 15416-2000), а так же валидация всего объема выпуска. Мы выпускаем серийные этикетки для шинных заводов с 2015 года и гарантируем их соответствие в применении и обеспечение заказчика требуемой прослеживаемостью и документооборотом.

Такой способ маркировки обеспечивает долговечное и надежное нанесение средства идентификации «Честный Знак» на шину. Он гарантированно не будет утрачен при транспортировке и хранении, не потребует перемаркировки такой шины. Кроме того, в отличие от товарной этикетки, после возврата такой шины от покупателя ее можно снова ввести в оборот с тем же кодом маркировки – покупатель не сможет непреднамеренно\случайно ее оторвать или повредить.

Этикетка под вулканизацию не может использоваться при маркировке остатков, для этого мы предлагаем специальную этикетку.  По своему применению она схожа с товарной этикеткой, но отличается малым размером.

Нанесение средства идентификации на товарную этикетку

Это самый простой и понятный способ нанесения средства идентификации на шину. Специальная этикетка наклеивается непосредственно на поверхность шины.

Код идентификации маркировки на товарную и ремонтную этикетку можно нанести несколькими способами:

  1. Печатать товарную этикетку на термотрансферном принтере с выводом кода идентификации одновременно с остальной информацией по шине.
  2. Печатать код идентификации отдельно и наклеивать на товарную этикетку.
  3. Заказывать в типографии товарные этикетки для шин сразу с кодами идентификации

Такая товарная этикетка сложна в изготовлении, потому что ее клеевой слой разработан специально для крепления к шине (неровная резиновая поверхность). Но многие новые шины уже имеют такую товарную этикетку, поэтому код идентификации можно печатать на обычной дополнительной этикетке и уже ее приклеивать поверх товарной. Такой способ маркировки плохо подходит для больших объемов продукции и применим для маркировки остатков или для импортной продукции, поставляемой небольшими партиями.

Внесение кода маркировки при производстве шин на товарную этику необоснованно\или скорее исключено. Связано это в большей степени с тем, что одной из задач решенных или стоящих перед шинными заводами является обязательная прослеживаемость  шины с точки зрения уникальной маркировки уже начиная с этапа вулканизации.

Наша компания может изготовить вам такие товарные этикетки для шин с нанесенным кодом идентификации «Честный Знак».

Внедрение средства идентификации в шину

Такой способ нанесения кода основан на радиочастотной технологии (RFID). В специальную микросхему записывается код идентификации, и эта микросхема вваривается в шину в процессе производства.

Это самый надежный способ идентификации, но при этом он имеет серьезные ограничения:

  1. Метку можно прочитать только специальным оборудованием, поддерживающим RFID. Это означает, что на каждом этапе товаропроводящей цепочки все участники оборота шин должны приобрести и настроить такое оборудование, что сложно и дорого.
  2. Метку можно нанести только на этапе производства. Такой метод не подойдет для маркировки остатков шин и их перемаркировки.

Но и этот метод может найти свое применение в узких сегментах специализированных шин, например для авиации или тяжелой техники. Мы поможем вам подобрать технологию RFID-маркировки, подходящую под требования «Честного знака».

Наша компания уже 25 лет работает с маркировкой и может обеспечить поставки больших объемов этикеток для маркировки шин в короткий срок, а также разработать и внедрить на вашем предприятии технологию маркировки, удовлетворяющую требованиям «Честного знака».

 


 

Читайте еще по теме